Джулия Робертс и Сэм Эсмейл — эти два имени заранее обеспечили интерес огромного количества зрителей к новому проекту. Про «Красотку» Робертс, конечно же, напоминать ничего не надо, хотя в последние годы она всё реже мелькала в крупных проектов. А тем, кто не сразу вспомнит Эсмейла, достаточно будет двух слов — «Мистер Робот». Именно он придумал легендарный технотриллер, написал к нему большую часть сценариев, да ещё и срежиссировал большинство эпизодов.
Первые же эпизоды (кстати, хронометраж у сериала не очень большой: 10 серий по 30 минут) сразу заставляют выискивать мелкие детали и намёки на развитие сюжета. Очевидно, что с реабилитационным центром что-то не так. Это понятно и по его организации, и по странным лекарствам, которые дают необычным образом. А особенно по телефонным диалогам Хайди со её начальником (его играет Бобби Каннавале, уже снимавшийся в «Мистере Роботе»). Все ведут себя скрытно, обсуждают какие-то планы и результаты, явно не похожие на желание просто вылечить травмированных солдат.
И ещё больше странностей добавляет вторая временная линия. Во-первых, она необычно снята — очень узким кадром, то ли напоминая экран телефона, то ли намекая на подобие вуаеризма. Хотя позже станет понятно, чем обусловлен такой приём. И на самом деле он нужен скорее для атмосферы и изящества.
Строго говоря, и вообще весь сериал скорее важен своей формой и подачей, чем сюжетом. И это, конечно, может многих расстроить. С другой стороны, если бы Эсмейл снова сделал навороченную историю с диким твистом в финале, все бы только и сравнивали его с «Мистером Роботом».
А «Возвращение домой», это, в первую очередь, красивые съёмки (о них лучше отдельно), отличная актёрская игра (не зря в главных ролях прекрасные актёры), живые человеческие эмоции и, несмотря на некоторую фантастичность сюжета, простые жизненные ситуации.
Последнее лучше всего иллюстрирует сцена, где Хайди, сблизившись с одним из подопечных, ввязывается в почти детскую игру: герои разыгрывают друг друга, вплоть до намазывания стула клеем. Нередко они болтают о чём-то, уже не касающемся лечения ПТСР и решают какие-то будничные проблемы. Тот же Колин (герой Каннавале) вообще никогда не может поговорить с подчинённой в спокойной обстановке. Он то на дне рождения у дочери, то в гостях у босса.
Эсмейл будто сознательно здесь занижает ставки, чтобы сделать происходящее понятнее. Это уже не история борьбы гения со зловещей корпорацией. Конечно, правительственные агенты здесь есть. Но их главный представитель — типичный менеджер, который только и умеет, что заговаривать зубы. И борется с ним обычный клерк в очках, разбирающийся в бумажках, но не людях. «Возвращение домой» — не фантастика, а простая драма о женщине, попавшей в сложную ситуацию: ей приходится выбирать между долгом и эмоциями.
И даже нетрудно догадаться, что она выберет. Вопрос только в том, как и когда это произойдёт. И именно поэтому в сериале очень важна форма. Автор умеет показывать простые вещи так, что от экрана просто не оторваться. Он не стал повторять свой излюбленный приём со смещением главных героев в угол картинки. Теперь лица ровно в центре. Так, чтобы смотреть было удобно. Иногда даже вся картинка по бокам убрана, как бы намекая на сужение кругозора. А где-то на фоне происходят самые важные вещи.
Эсмейл играет необычными планами: снимает то сверху, то прямо сзади машины, создавая ощущение компьютерной игры. Не обойдётся в начале и без модного сейчас очень длинного кадра, позволяющего в одной сцене осмотреть чуть ли не всё здание. А синхронизация картинки при телефонном разговоре заставляется задуматься о схожести героев: они всё время делают примерно одно и тоже и находятся в похожей обстановке.
Но всё же лучше не строить слишком много теорий относительно развития сюжета. На это создатели сериала несколько раз намекают прямо и довольно иронично — их герои попадают в такую же ситуацию. Они уже навыдумывали теорий глобального заговора, а оказалось, что все вокруг просто легли спать.
Поэтому «Возвращение домой» проще, чем может показаться на первый взгляд. Оно создано для другого. Здесь нужно наслаждаться картинкой и внимательно смотреть за построением сюжета. Он показан словно головоломка в мыслях главной героини. Когда-то она с аутичной аккуратностью раскладывала предметы на столе, а теперь не может вспомнить, где этот стол вообще находился. Быт, в котором она обитает в двух временных линиях, цветовая гамма и даже ширина кадра показывают перемены в её мышлении.
Здесь нужно ловить эмоции: Джулия Робертс отыгрывает на полную, и даже менее опытный Стефан Джеймс в роли её пациента не выглядит плоским. Что уж говорить о персонаже Каннавале — он часто вызывает искреннее раздражение. Но только потому, что его герой должен быть неприятным.
«Возвращение домой» — это простая история, завёрнутая в сложную оболочку. С определённого момента сюжет сам рушит все сложности и намёки на твисты и становится понятным и линейным. Но к этому моменту уже захватывает красота, изящество и эмоциональность. И уже без сожалений приходится досматривать до конца.