Жёсткие сериалы с историческим антуражем — яркий тренд последних лет. Есть среди них реальные и вымышленные события разных времён вроде «Борджиа» и «Спартака». Есть фентезийная «Игра престолов». Но везде общая атмосфера примерно одна: политика, интриги и много жестокости и разврата. Испанский сериал «Чума» следует этой же тенденции, но при этом создаёт совершенно собственное настроение, которое зацепит внимательного зрителя своей реалистичностью.
Сюжет выглядит сочетанием нескольких линий, которые в итоге завязываются между собой. Главный герой — Матео, просвещённый житель Севильи 16 века, когда-то печатавший библии для протестантов на станке. За это Матео заочно осуждён и приговорён святой инквизицией. В разгар эпидемии бубонной чумы он должен спасти из города незаконнорожденного сына своего недавно умершего лучшего друга. Но уже почти выполнив это дело, Матео попадается инквизиторам. Героя ставят перед выбором: либо его казнят, либо он соглашается расследовать серию загадочных убийств богатых людей. Так начинается детективная составляющая сериала.
Параллельно показаны и политические интриги: Руководствуясь корыстными побуждениями, торговцы не хотят закрывать порт, несмотря на бушующую чуму. И тут же рассказана история сильной женщины, владеющей фабрикой после смерти мужа. В патриархальные времена её никто не воспринимает как руководителя, и ей приходится идти на самые жёсткие меры, чтобы доказать свои права.
«Чума» интересна как раз сочетанием совершенно разных тем в общем антураже, позволяя взглянуть на жизнь разных слоёв общества перед лицом общей беды. Причём во многом здесь ставка сделана именно на атмосферу. Мрачные тона, постоянный недостаток света, грязные и неухоженные люди — всё это отличает сериал от разных популярных историй, где всё аккуратно и даже больные выглядят чисто.
К тому же, начиная его смотреть, трудно даже предположить, к чему история приведёт в финале. К детективу добавляются интриги, потом личные переживания. А сверху всё приправлено мистической атмосферой и суевериями. Один персонаж надевает одежду наизнанку, искренне считая, что так его обойдёт болезнь. Убийца следует религиозным канонам, а самого Матео посещают видения, из-за которых он не может спать.
Герои «Чумы» нередко предстают буквально воплощениями различных человеческих пороков: алчности, лжи, сладострастия и многих других. И понять, кто же по факту на чьей стороне практически невозможно — каждый преследует свои интересы. И эмоции здесь отыграны очень точно. Большая часть общения показана крупными планами, позволяя полностью проникнуться тем или иным героем и попытаться увидеть, что же он скрывает.
Нельзя сказать, что съёмки поставлены слишком уж масштабно. Но такому сюжету и не нужен слишком большой размах. Зато немалый акцент сделан на жестокости происходящего. Больницы разделены на отделения для бедных и богатых, и те, у кого нет денег, умирают практически без присмотра. При этом в городе процветает мародёрство. Из-за недостатка еды богатые дома грабят, а присылать армию в заражённый город никто не хочет.
Конечно же, в финале все основные линии сойдутся, причём сделано это достаточно аккуратно, без лишнего затягивания. Нынешние сериалы нередко обвиняют в искусственном увеличении хронометража, когда авторы пытаются растянуть события пяти серий на десять, а то и двадцать. «Чума» избегает этого. Возможно, дело в стране производства: испанцы не пытаются подстроиться под формат американских телешоу и длинных сезонов.
Поэтому в истории практически нет ненужных линий и героев, банально заполняющих время. Сериал выглядит абсолютно целостно и неразрывно, напоминая скорее полнометражный фильм на несколько часов с очень условной разбивкой на эпизоды. «Чума» — действительно интересная и мрачная история без карикатурности, совмещающая драму, политику и детектив.