«Великие гении: Пикассо» — Выучить правила, чтобы их нарушать
Авторы телеантологии «Великие гении» от канала National Geographic поставили перед собой действительно непростую и важную цель: рассказать зрителям о тех, чьи имена вот уже десятилетия у всех на слуху. Причём сделать это не в виде документального фильма, а показать как художественную историю, наполненную событиями и драмой.

Первый сезон был посвящён Альберту Эйнштейну, но дальше авторы двинулись совсем в другом направлении. И второй сезон проекта «Великие Гении» рассказывает о жизни и творчестве художника Пабло Пикассо. Ещё до выхода сериала много споров вызвал выбор актёра на главную роль. Карьера Антонио Бандераса сейчас переживает не лучшие времена: за последние годы он снялся в невнятном боевике «Охранник», откровенно неуклюжей комедии «Отпетый Мачо», да ещё и в русском фильме «За гранью реальности». И роль в сериале такого уровня стала для него отличным шансом напомнить зрителям, что он действительно хороший актёр. И в сериале Бандерас сумел полностью перевоплотиться в своего персонажа. По словам самого актёра, ему помогла и общая с Пикассо родина — они оба родились в испанской Малаге.

«Мне пришлось убить Антонио Бандераса, чтобы начать создавать кого-то нового»

Нельзя сказать, что Бандерас портретно очень уж похож на свой реальный прообраз. Хотя некоторое сходство всё же есть. Актёр для роли даже побрился налысо, а потом ему сделали парик, сходный с причёской художника. Что же касательно эмоций, то тут Бандерас всё-таки напоминает, что он умеет неплохо играть, часто создавая атмосферу только выражением лица и лёгкими движениями. Хотя иногда он всё-таки склоняется к излишнему позированию. Но тут уже возникает ощущение, что это не актёр, а сам персонаж привык ко вниманию и постоянно стремится быть «в образе».

Но даже тем, кого не слишком привлекает Антонио Бандерас в роли великого художника, будет на что посмотреть. Сюжет охватывает практически все основные этапы жизни Пабло Пикассо, поэтому его в разных возрастах играет несколько актёров. И если детство показано совсем уж мало, то молодости и началу творчества уделено почти столько же времени, сколько и зрелым годам. И тут уже блистает молодой актёр Алекс Рич, недавно появившийся в сериале «Блеск». Он играет совсем другую роль — неопытного начинающего Пикассо, который только ищет свой стиль и пытается отойти от подражания другим авторам. Авторы сериала не всегда следуют документальной точности. Те, кто хорошо знаком с миром искусства наверняка найдут немало нестыковок с реальными событиями. Но похоже, создатели и не ставили своей целью передать всё совершенно точно, в первую очередь они вовлекают зрителя в мир картин легендарного Пабло Пикассо.

Нарушая любую хронологию, сразу после появления на свет будущего великого художника, сюжет переключается на создание одной из самых масштабных его картин — «Герника», посвящённой антивоенной тематике. Теме фашизма в сериале будет уделено немало времени, но история будет регулярно перемежаться с прошлым Пикассо, его переездом из Испании во Францию и знакомству с будущими друзьями и соратниками.

Кстати, именно переезд из одной страны в другую и породил разночтения фамилии Пикассо среди русской публики. Долгое время его воспринимали в первую очередь как французского художника, поэтому было принято ставить ударение на последний слог. И уже сильно позже, когда вспомнили про его корни, вернулось традиционное для Испании Пика́ссо. Авторы сериала не жалеют времени на то, чтобы показать как именно великий художник пришёл к своему стилю, и что на него повлияло. Начинается всё со смерти сестры, что породило у ребёнка комплекс вины, преследовавший его годами. Это только усилилось после самоубийства его друга Карлоса Касагемаса. На эту роль в сериале взяли Роберта Шиэна, наиболее любимого всеми по сериалу Misfits. А потом появятся и поэт Гийом Аполлинер, и модель Фернанда Оливье, и многие другие, кто находился рядом с Пабло Пикассо в разные моменты его жизни.

К сожалению, самого творческого процесса в сюжете довольно мало. Здесь акцент сделан скорее на том, что подавало ему идеи для новых работ, а картины показаны уже только готовыми — такими, как из знают ценители искусства по всему миру. Но зато сериал предлагает другой вид творчества: отличные съёмки, яркие краски и хорошие ракурсы, приправленные точным атмосферным саундтреком и неплохой актёрской игрой. Разве что диалоги часто звучат слишком уж пафосно и стереотипно, но вряд ли кто смотрит историю про Пикассо ради разговоров. Поздний период, где уже играет Антонио Бандерас, посвящён скорее любовным похождениям художника. Много времени уделено фотографу Доре Маар. Истории Франсуазы Жило даже выделена своя линия, ещё до знакомства с Пикассо. Тут уж каждый волен сам оценивать его поступки: был ли он типичным «бабником» или же действительно искал вдохновения. Но превратить сюжет исключительно в похождения немолодого ловеласа не даёт как минимум история выживания Пабло Пикассо и его друзей в фашистской оккупации.

Возможно, авторы сериала излишне склоняются к пересказу всяческих «интересных фактов», так любимых в интернете: от сигарного дыма, который дядя выдохнул в лицо младенцу до подозрений в похищении Моны Лизы. Всё это действительно происходило в жизни, но, конечно, в экранной версии каждое такое события превращают в настоящую драму. Но зато крайне интересен переход творчества Пикассо от подражания другим художникам к собственному неповторимому стилю. Художник отлично умел копировать других мастеров, но мечтал о чём-то своём. И значительную роль в становлении Пикассо сыграло противостояние с его же кумиром Анри Матиссом. В сюжете покажут и их знакомство, и негласное соревнование, которое устроила Гертруда Стайн, а потом и дружбу на долгие годы.

«Я должен был найти уродство среди красоты»

Именно это знакомство приводит Пикассо к мысли, что нужно нарушать все правила, разрушать перспективу, создавать самые безумные цветовые решения. «Чтобы показать как выглядят люди, у нас есть фотографы», — говорит Пикассо. Он хочет изображать не реальность, а сон, сами эмоции и формы, которые порождает сознание.

И так рождаются его знаменитые полотна периода кубизма, где он деформирует и деструктирует человека. И важная черта этого сериала в том, что зритель может сам прочувствовать, как и почему от странных, но ещё понятных полотен «голубого» и «розового» периодов Пабло Пикассо перешёл к безумным формам, настолько же непонятным, насколько и привлекательным.

Поиски молодым художником своего авторского стиля — наверное самая интересная часть сериала. Все основные события, которые толкали Пикассо к радикальным переменам, показаны очень чётко, хоть иногда и с излишним драматизмом. Но весь сериал «работает» именно на то, чтобы зритель понял саму суть его творчества. В этом помогает даже некоторая хаотичность хронологии событий. Прошлое и будущее регулярно меняются местами и переплетаются между собой, создавая общий портрет великого художника. Снимать про художников непросто — всё их творчество передано через полотна, без слов, без звука, одним только изображением. А зачастую ещё и очень странным, как в случае Пикассо. Недаром об этом великом человеке раньше сняли всего лишь один достойный фильм — «Прожить жизнь с Пикассо». Правда там главную роль сыграл потрясающий Энтони Хопкинс. Но всё равно история больше концентрировалась на личной жизни творца и его отношениях с жёнами и любовницами.

В сериале тоже значительный акцент остаётся именно на его спутницах. Но через цветовые решения, крупные планы, яркие эмоции Алекса Рича и более сдержанные от Антонио Бандераса, через несчастья с его друзьями и всеобщую трагедию в виде фашизма, можно чуть ближе прикоснуться к его творчеству, задуматься и поискать его работы в интернете, а может и захотеть когда-нибудь увидеть их живьём. «Великие Гении: Пикассо» чуть простоват как самостоятельная творческая единица. Но в виде художественного отражения реальных событий он смотрится просто замечательно. Гротеск и драма, отлично переплетённые с тем, что действительно происходило в жизни.

Уже сейчас известно, что сериал продлён на третий сезон. И там авторы снова планируют взяться за совершенно другую область. Главной героиней станет писательница Мэри Шелли — автор легендарной книги «Франкенштейн, или Современный Прометей», заложившей основу целого пласта культуры.
Дата
9 июня 2018
Автор
Редактор GoodPeople
Поделиться
Новые статьи
«Чума» — детектив среди эпидемии
1 марта 2019
«Возвращение домой» — простая история в сложной обёртке
29 января 2019
«Уэйн» — жестокость в погоне за счастьем
23 января 2019
«Забытые богом» — Мир дикого запада без прикрас
4 января 2019
Нетипичный герой нетипичного сериала
4 января 2019