Автор «Безумцев» Мэттью Вайнер представил новый восьмисерийный проект «Романовы» (не менее важно и англоязычное написание The Romanoffs) — антологию о людях, которые считают себя наследниками русских императоров. И это действительно ярчайшее событие осени, даже при всех крупных релизах 2018 года.
Вообще в этом году на малые экраны снова приходят легенды прошлого. Автор «Симпсонов» Мэтт Грейнинг вернулся со «Сплошным разочарованием» (и название вовсе не отражает отличный сюжет), создатель «Вечного сияния чистого разума» Мишель Гондри вновь объединился с Джимом Керри в сериале «Ребячество».
И вот теперь Мэттью Вайнер выпускает просто грандиозных «Романовых». Хотя, в отличие от многих других, его имя не сильно на слуху у публики. Но это совсем не значит, что он менее знаковый и интересный автор. Просто есть плодовитые создатели сериалов вроде Райана Мёрфи (Glee, «Американская история ужасов», «Поза») или Грега Берланти (продюсер чуть ли не всех проектов от The CW). Правда с ними есть одна проблема: их проекты быстро переходят в руки других режиссёров и сценаристов, и качество к середине сезона падает.
А Вайнер любит всё делать сам. Написав десяток сценариев в легендарному «Клану Сопрано» (за них он, кстати, получил несколько премий), он взялся за «Безумцев», которые и прославили автора на весь мир. А ведь основан сериал просто на воспоминаниях о работе его отца. Но в «Безумцах» всех привлекла как раз «будничность» — это сериал не о свершениях, а просто о группе людей, их общении и взаимоотношениях.
Почему это важно в рассказе о «Романовых», которых Вайнер тоже сам придумал, написал и снял? Да потому что они прекрасны ровно тем же. Это рассказы о жизни людей, и далеко не в каждой из них есть какие-то важные события. Просто зарисовки и отрывки из судьбы отдельных персонажей.
Но заскучать точно не придётся, ведь нужно сразу понимать, что «Романовы» — даже не совсем сериал в классическом его понимании. Каждый эпизод — самостоятельная история, объединяет их лишь принадлежность героев к одной фамилии. С определённого момента некоторые сюжеты начнут перекликаться друг с другом, но это по большей части будут лишь небольшие намёки для удовольствия зрителей.
С учётом того, что все серии длятся больше часа, а некоторые — почти полтора, их можно назвать полноценными фильмами. К тому же изящество съёмок и «звёздный» набор актёров, чуть ли не на треть состоящий из бывших обитателей «Безумцев» (в том числе Кристина Хендрикс и Джон Слэттери), не уступают многим полнометражным проектам.
При этом съёмки проходили по всему миру: действие разворачивается во Франции, США, Австрии, Мексике. И даже говорят в сериале на разных языках: от французского до испанского и, конечно, русского. Поэтому внимательно ищите качественный перевод и озвучку, не все справятся с таким обилием.
Итак, о чём же «Романовы»? Вроде бы о потомках императорской фамилии, да и то не всегда. Некоторые герои будут только так считать или даже просто врать другим о своём происхождении. Но это не так важно. Просто есть по миру (и это действительно так) множество людей, которые заявляют, что приходятся дальней роднёй последнему русскому императору.
Правда это или нет — большой вопрос, но, разумеется, каждый из них хочет это подчеркнуть. И вот в первом эпизоде мы видим пожилую женщину, которая своим снобизмом распугала буквально всех родных и близких. И всё потому, что она хочет считать себя аристократкой, хоть в ней намешано и много других кровей.
А потом покажут историю, где соберётся целый корабль таких вот «наследников», и это будет карикатура похлеще любой западной «клюквы». Упомянут и книги про Романовых, и даже работу над одноимённым сериалом, создавая своеобразную цикличность «съёмки в съёмках».
Конечно, до безумия «Внутренней империи» Линча там не дойдёт, но в паре сцен зритель вместе с исполнительницей главной роли начнёт сомневаться, где же реальность, а где вымысел. Вообще Вайнер неоднократно заигрывает с классическими сюжетами. Заседание присяжных в одной из серий напомнит едкую пародию на «12 разгневанных мужчин». Правда здесь сомнения одного из героев в виновности подсудимого будут продиктованы гораздо более будничными причинами. Да и дальше можно неоднократно встретить видоизменённые рефрены к кино и литературе, вспомнят даже Льва Толстого.
И если всё равно осталось непонятно «о чём же этот сериал», то можно ответить просто — об обычных людях. О наших современниках, которые сами придумали себе сложности и пытаются соответствовать вымышленной родословной, ищут любовь там, где её нет в помине, пытаются создать гениальное из дешёвки, а иногда просто встречают родные души. Вот обо всём этом, будничном и понятном каждому. Но очень легко и ярко, без натужного гротеска и попыток отделить сценарий от жизни.
Конечно, не обойдётся и без социальных тем. Но Вайнер, в противовес большинству современных крупных проектов, рассказывает об актуальном и наболевшем не впадая в морализаторство. Бытовой расизм здесь обыгран с улыбкой, «сильная женщина» сама попадает на место тех, кого всегда осуждала, а предвзятость к человеку нетрадиционной ориентации вообще оказывается историей о другом. Всё это интересно, неожиданно и как-то очень легко, с неизменной улыбкой и простотой в финале каждой серии.