Он — замкнутый и практически не испытывает эмоций. Она — грубая и эмоциональная, почти брошенная родителями. Он убивает животных и мечтает когда-нибудь убить человека. Она влюбляется в него и предлагает сбежать из дома. Он думает, что она — идеальный кандидат для убийства и соглашается. Так начинается безумное путешествие Джеймса и Алиссы — главных героев сериала.
«Просто конец света на***» можно посмотреть за один вечер (всего восемь двадцатиминутных серий), а потом ещё неделями обдумывать его смысл. Это редкий сериал, про который можно сказать, что в нём нет ничего лишнего, только очень тонкое и правильное сочетание абсолютной простоты и прямолинейности с попаданием в реальность и эмоции. Для тех, кто читал оригинальный комикс, по которому снят «Просто конец света на***», это вполне понятно. Автор комикса Чарльз Форсман придерживался минимализма во всём. Его история будто набросана отдельными штрихами, Рисунки больше напоминают путевые заметки: фонов нет, герои прорисованы парой штрихов. И то же касается и сюжета. Он состоит из отдельных сценок, которые вроде и связаны в общую историю, но лишь схематично.
И опять же, редкий случай, когда экранизация выглядит динамичнее и разумнее исходника. Форсман в своей истории слишком быстро склонился к довольно банальной теме: девочка ищет отца. Джеймс превратился в фон, а вся глубина отношений так и не раскрылась. На самом деле просто не похоже, что автор действительно хотел создать что-то, пробирающее до глубины души. Он просто рисовал картинки, иллюстрируя простую, хоть и странную, историю о двух подростках, которые поняли, что от обыденного мира пора спасаться.
На экранах сюжет получился абсолютно целостным и правдивым. Джонатан Энтвистл не сильно опытный режиссёр, но за «Просто конец света на***» он зацепился довольно давно. Ещё в 2014 году Энтвистл пытался выпустить сериал, но дальше пилота дело так и не зашло. Может и к лучшему, ведь тогда не подобрался бы настолько точный актёрский состав. Алекс Лоутер (Джеймс) и Джессика Барден (Алисса) идеально сыграли ровно противоположных героев, которые, как разные полюса магнита, неудержимо притягиваются друг к другу.
Джеймс одержим смертью, он убивал животных, калечил себя. Всё это только с целью почувствовать хоть что-то, испытать какие-то человеческие эмоции. Воплощая по характеру что-то среднее между Декстером и Норманом Бейтсом (он даже чем-то похож на юного Бейтса из последнего сериала), он проявляет минимум эмоций. Но если кто-то подумает, что это от недостатка актёрского таланта, достаточно включить серию «Заткнись и танцуй» из антологии «Чёрное зеркало». Там его герою тоже приходится сталкиваться с непростым выбором, и Лоутер предстаёт совершенно в другом образе.
Алисса, воплощённая Джессикой Барден, может потягаться в обаянии с героиней «Боже, благослови Америку», разве что без тяги к насилию. Она точно так же готова идти в лоб и стремиться к своей цели, не глядя на любые помехи. Вообще ассоциации с «Боже, благослови Америку» всплывают не раз в процессе просмотра. Но всё-таки основная идея сериала почти противоположна. В фильме главный герой — уставший немолодой мужчина, нашедший единомышленника в лице девочки. Здесь же два ребёнка, которых за их короткую жизнь мир уже успел замучить и изуродовать, противостоят всем взрослым.
Если присмотреться, подтекстом, который можно заметить не сразу в водовороте событий, сквозит главная мысль — дети не встречают на своём пути ни одного нормального порядочного взрослого. На такое решались разве что в новой экранизации «Оно» Стивена Кинга. Но здесь у авторов не остаётся даже формального прикрытия в виде сверхъестественных сил. Именно родители превратили главных героев в странных изгоев. Каждый встреченный ими на пути человек — либо извращенец, либо просто эгоист и тиран, как хозяйка бензозаправки.
Главных героев нередко сравнивают даже с Бонни и Клайдом. Но и это в корне неверно. Их история могла ограничиться мелкими правонарушениями: Джеймс украл машину у отца, они переночевали в чужом доме, не заплатили за бензин. Но все окружающие своим поведением буквально заставляют их вести себя всё агрессивнее, затягивая в безжалостный «взрослый» мир.
Но именно эти беды создают целостную историю взаимоотношений персонажей. Она здесь не показана «в лоб», как это обычно бывает в подростковых сериалах. Героев тянет друг к другу, но они не кидаются в объятья и не признаются в вечной любви. Изначально Джеймс для Алиссы просто «тот самый парень», причём потому что она сама так решила. В его же глазах она вообще только удобная жертва. Но за небольшой хронометраж сериала, доверху наполненный событиями, они понимают, что во всём мире могут доверять только друг другу. И их привязанность — в первую очередь именно доверие. Достаточно послушать, как закадровый текст (то, что думают герои) только к концу начинает совпадать с тем, что они говорят вслух.
В итоге «Просто конец света на***» предстаёт очень удачным сочетанием сразу нескольких тем и жанров. С одной стороны это типичное «роуд-муви» о подростках. Его сюжет прост и прямолинеен, все основные события можно пересказать за считанные минуты. Но в плане дорожной атмосферы он выглядит просто замечательно. Причём немалое значение здесь играет музыка. В великолепии саундтрека с этим сериалом может посоревноваться лишь «Мистер Мерседес». Ровно тот же подход: классические треки сопровождают действие. Авторскую же часть саундтрека написал гитарист Blur Грэм Коксон. И отдельно приятно, что авторы неплохо шутят на тему типичных саундтреков, когда у героев в машине заедает одна песня.
С другой стороны в сериале есть отличные драматическая и даже социальная составляющие. Странные дети, которые особенно нуждаются в поддержке близких, по факту брошены и предоставлены сами себе. И чувствовать себя спокойно они могут только друг с другом, потому что остальные рано или поздно неизменно предают. И третья сторона — весь тот трэш и ирония, которые делают происходящее более живым и ярким, заставляя то вздрагивать, то смеяться в голос. В фильме много грубых сцен, разбавленных чёрным юмором. В сочетании с очень аккуратной операторской работой (одна лужа крови в форме сердечка чего стоит) они дают возможность полностью окунуться в тот самый мир, которому скоро придёт конец.