«Лемони Сникет: 33 несчастья» — чёрный юмор и танцы
Нужно быть очень смелым, остроумным и даже наглым, чтобы в начале каждой своей книги писать «Не читайте эту книгу». И просто необходимо очень любить оригинал, чтобы в каждом эпизоде экранизации советовать зрителям выключить сериал и посмотреть что-нибудь другое. В 1999 году писатель Дэниел Хэндлер взял себе псевдоним Лемони Сникет и выпустил первую книгу из цикла A Series of Unfortunate Events. Дословно это можно перевести как «Серия несчастных событий», но в русском варианте прижилось более литературное и близкое нам название «33 несчастья».

Чтобы понять эмоции от первых книг, достаточно представить, что чувствовали бы фанаты Джоан Роулинг, если бы истории о Гарри Поттере были посвящены только его жизни у Дурслей, безо всякой магии и игры в квиддич. В произведениях Сникет от лица рассказчика и участника некоторых событий описывал историю трёх осиротевших детишек Бодлер: изобретательной Вайолет, начитанного Клауса и малышки Солнышко с невероятно крепкими зубками. После гибели родителей в пожаре они попадают на воспитание к графу Олафу, который мечтает только заполучить их наследство и готов ради этого на любые подлости. В конце первой книги Бодлеры избавляются от его опекунства, но их дальнейшая судьба — череда тех самых неудач, о которых автор говорит в самом начале каждой книги и не забывает напоминать об этом дальше и дальше.

Олаф убивает всех последующих добрых опекунов детишек, каждый раз переодеваясь в какого-нибудь их помощника. А менее приятные личности и сами готовы помочь ему мучить Бодлеров. И маленьким героям приходится каждый раз опираться только друг на друга, смекалку и помощь немногочисленных друзей. В каждой книге Лемони Сникет дразнит читателя, напоминая, что в истории не нужно ждать счастливого конца. Причём со временем он всё больше намекает и на своё участие в жизни семьи Бодлер. Но чаще он просто комментирует происходящее и объясняет непонятные слова. И кстати, именно это немаловажно в книгах Хэндлера и последующих экранизациях — немало шуток построено именно на игре слов. Даже имя каждого второго пеорснажа — аллюзия на какого-нибудь писателя или историческую личность: Бодлер, Штраус, Оруэлл, По, Айседора и Дункан и многие другие. И поэтому браться нужно только за качественный перевод, чтобы не потерять эту красоту.

Прежде чем говорить о сериале, просто необходимо упомянуть о первой экранизации книг Лемони Сникета. Всё дело в том, что проект от Netflix в первом сезоне во многом опирается именно на полнометражный фильм, вышедший в 2004 году. И на это есть причины. Желание перенести книги на экран возникло у студии Nickelodeon ещё в 2000 году. Несмотря на то, что первая книга появилась только в 1999 году, за два года Сникет успел выпустить ещё четыре тома, благо все книги не очень большие по объёму. В 2002 году во главе проекта встал режиссёр Барри Зонненфильд, вероятно, после удачного опыта с такой же чёрной «Семейкой Аддамс», а в качестве сценариста наняли самого Хэндлера. По слухам, он написал восемь вариантов сценария фильма. Но что именно он придумал, остаётся только гадать. Начало съёмок всё время переносилось, и со временем проект покинули почти все его участники. Сначала ушёл продюсер Скотт Рудин, потом Зонненфильд, а затем и Хэндлеру нашли замену, его сценарии дополнил и исправил Роберт Гордон. Работа началась в конце 2003 года. К этому моменту режиссёрское кресло занял Бред Силберлинг, а на главную роль утвердили Джима Керри. Именно его участие, вкупе с операторской работой и стало визитной карточкой фильма. Камеру доверили великолепному оператору Эммануэлю Любецки. Сейчас он известен такими фильмами, как «Бёрдмэн», снятый с эффектом одного кадра без склеек, или оскароносный «Выживший». Но на тот момент к Любецки обратились после успеха «Сонной лощины». Нетрудно заметить, что, несмотря на разницу жанров, «Лемони Сникет» и «Сонная лощина» чем-то похожи. Бледность фона, готичность и гротексные съёмки — именно это сказка почерпнула из мрачной истории Тима Бёртона. В кадре, конечно же, всё внимание на себя перетягивает Джим Керри. На его фоне теряются все остальные актёры, среди которых, кстати, будущая звезда «Запрещённого приёма» и «Американских богов» Эмили Браунинг. Керри воплотил образ своеобразного опереточного злодея: с песнями, переодеваниями и множеством гримас. Возможно это шло немного вразрез с достаточно «чёрным» юмором и сюжетом, но благодаря ему картина превратилась в узнаваемую буффонаду, которую полюбили многие зрители. При всех достоинствах этой экранизации, есть у неё один основной минус. Фильм, длительностью менее двух часов пересказывает содержание сразу трёх книг цикла. Поэтому ни о каком подробном раскрытии истории и полном понимании сюжета и мира речи идти не может. Все второстепенные персонажи появляются буквально на полчаса, и времени раскрыться нет даже у Мэрил Стрип, не говоря уже о Билли Коннолли. Остальные герои и вовсе будто набросаны парой штрихов — стоит к ним только привыкнуть, как они исчезают. И именно здесь стоит перейти к сериалу от Netflix.

Всё дело в том, что за производством сериала стоит всё тот же Барри Зонненфельд, который и начал историю фильма. Именно он снял большую часть эпизодов первого и второго сезона. А сценаристом многих серий выступает Дэниел Хэндлер, он же Лемони Сникет. История выглядит всё так же. Лемони Сникет рассказывает историю детей Бодлер, чьи родители погибли в пожаре. Кстати, здесь Сникет, в отличие от фильма, постоянно появляется в кадре, его играет Патрик Уорбертон. Детишек отвозят к графу Олафу, который пытается обманом отобрать у них наследство. А в последующих сериях они попадают к друзьям их родителей: учёному Монтгомери Монгомери, тёте Жозефине, а потом и вовсе на лесопилку. Всюду их преследует зловещий Олаф, убивающий их опекунов. Каждый раз его выводят на чистую воду, но графу удаётся избежать наказания и скрыться, а дети так и не могут найти себе новый дом. Что любопытно, хоть основное действие и известно, фоном разворачивается другая история. В книгах она начинает проявляться значительно позже. Это рассказ о тайном обществе, к которому имели отношение родители Бодлеров, граф Олаф и даже сам Лемони Сникет. Детей пытается спасти целая организация, а они постепенно выясняют, что же произошло с их родителями на самом деле. К тому же в сюжет вводят двоих смелых людей, которые очень стараются вернуться домой к своим детям.

С первых эпизодов знатоки книг и любители фильма могут заметить две основные черты. Во-первых, сериал очень точно следует книгам. Во-вторых, визуально он копирует картину 2004 года. Каждому роману цикла посвящено две часовые серии, то есть времени раскрыть содержание у авторов примерно в три раза больше. Но при этом он выглядит совершенно не затянутым. И казалось бы, заменить Джима Керри — задача практически невыполнимая. Но Нил Патрик Харрис в роли графа Олафа выглядит ничуть не хуже. Он танцует и переодевается, корчит рожи и, конечно же, поёт. Остальная команда, возможно, не такая «звёздная», как в фильме, но все выглядят ровно на своих местах. Дети попадают в образы даже лучше, чем в полнометражке, а такие знаменитости как Джоан Кьюсак в роли судьи, Элфри Вудард в образе пугливой Жозефины и Дон Джонсон, в очередной раз сыгравший злодея, только украшают происходящее на экране.

У первого сезона сериала есть лишь одна проблема. Возможно книги из серии «33 несчастья» читали далеко не все, а вот фильм с Керри смотрело подавляющее большинство зрителей. И поэтому до последних двух серий всё известно заранее. Учитывая упомянутое копирование визуального стиля, иногда может возникнуть ощущение дежавю. Но второй сезон избавляет от этого недостатка. Он основан сразу на пяти книгах Лемони Сникета, всё так же по две серии на роман. В конце первого сезона Бодлерам удаётся выжить на лесопилке, в очередной раз спастись от графа Олафа, переодевшегося на этот раз женщиной, и его помощницы-гипнотизёра. Но разумеется, дальше их ждут только ещё большие испытания. Они попадают в школу-интернат с самовлюблённым директором. Олаф находит их и здесь и предстаёт в виде учителя физкультуры. После школы их передадут модной семейной паре, потом целой деревне, поклоняющейся воронам. А в финале им предстоит попасть даже в цирк уродов.

Все достоинства сериала сохраняются: Лемони Сникет всё так же объясняет непонятные слова и намекает на связь с семьёй Бодлер. Граф Олаф переодевается ещё чаще, и каждый новый образ ярче предыдущего. К тому же здесь у него появляется помощница, и её костюмы порадуют скорее взрослых. У детей впервые появляются настоящие друзья — Айседора и Дункан Квегмайры — тоже сироты и воспитанники школы-интерната. Но, конечно, и их похитят.

А сквозная линия всего сюжета с каждой серией набирает обороты. Всё больше понятно и значение самого Лемони Сникета в этой истории. К тому же в сюжет вводится его старший брат Жак — его играет Натан Филлион. Причём большую часть герой работает в паре с библиотекарем Оливией, в которой не сразу можно узнать актрису Сару Рю из сериала «Клава, давай». Нужно ли говорить, что и их судьбы в итоге печальны — об этом скажет и сам Лемони Сникет. В следующем сезоне «Лемони Сникет: 33 несчастья» подойдёт к своему логическому завершению. Авторы экранизируют оставшиеся книги, и на этом сериал закончится. Сейчас трудно встретить проект, который настолько внимательно относится к первоисточнику. Барри Зонненфельд не зря взял в команду автора оригинала Дэниела Хэндлера. Тот очень удачно сумел адаптировать для телевидения свои же истории, и добавить в них довольно много нового. Но при этом сохранилась сама атмосфера книг, где Лемони Сникет раз за разом говорит о мрачности происходящего, но всё равно учит верить в лучшее, полагаться на друзей и искать выход из любой ситуации. Смотреть на Нила Патрика Харриса в роли злодея — одно удовольствие. Слушать Патрика Уорбертона в хорошем переводе — не меньшее. А наблюдать за приключениями детишек Бодлер всегда интересно и весело.
Дата
11 апреля 2018
Автор
Редактор GoodPeople
Поделиться
Новые статьи
«Чума» — детектив среди эпидемии
1 марта 2019
«Возвращение домой» — простая история в сложной обёртке
29 января 2019
«Уэйн» — жестокость в погоне за счастьем
23 января 2019
«Забытые богом» — Мир дикого запада без прикрас
4 января 2019
Нетипичный герой нетипичного сериала
4 января 2019